ПРОЕКТ «В ОЖИДАНИИ ПОБЕДЫ»
Вот так просто началась наша история и никто не думал, что она перерастет в большой проект , который мы назвали «В ожидании Победы» . Как он у нас получится , стоит только мечтать, но очень хочется , что бы наши мечты сбылись. Но , об этом чуть позже. То зернышко добра, которое дети посадили , дало свои ростки!
Говоря о Великой Отечественной Войне мы все чаще и чаще возвращаемся к тем событиям, которые происходили в то время.
В начале Великой Отечественной Войны в Кировскую область было эвакуировано около 70 тысяч детей. Из них 29 тысяч из Ленинграда и Ленинградской области.
В село Сырьяны Белохолуницкого района Кировской области был эвакуирован детский сад № 37 Дзержинского района, по данным архивов, было эвакуировано 144 человека, из них 133 ребенка от 1 года(Списки детей восстановлены и в данное время розыскиваются родственники этих людей) Дети приехали вместе с заведующей, воспитателями и медсестрой. В это село были также эвакуированы дети школьного возраста, но № их школы в настоящее время не установлен. Детей разместили в кирпичном двухэтажном здании школы. В первое время спали на партах, питание было крайне скудное. Голодали и местные жители. Колхозники отдали лучших лошадей для фронта, мужчины были мобилизованы. В селе остались женщины с детьми, старики и юноши, не достигшие призывного возраста. Они и выполняли всю колхозную работу, за которую денег не платили, а ставили трудодни — «палочки». На эти «палочки» в конце года выдавали зерно. Количество выдаваемого на один трудодень зависело от урожая и в неурожайные годы было ничтожным. Колхозники выживали за счет своих огородов и скота. Каждое хозяйство было обязано ежегодно отдавать государству определенное количество мяса, яиц, картофеля, чеснока. Многие мешками заготавливали траву, чтобы зимой молоть её вместо муки. Лепёшки, сделанные из травы с мукой, приходилось есть и эвакуированным детям.
Несмотря на большие трудности, для ленинградских детей жизнь в эвакуации была спасением. Летом их отправляли собирать щавель, они работали на своём приусадебном участке: пололи, копали картошку. Бегали за земляникой и голубикой. А некоторые даже умудрялись ловить рыбу! Около Сырьян есть небольшая, но очень холодная из-за ключевой воды речушка Васильковка. Дети забирались голыми ногами в холодную воду и терпеливо ждали, когда к ним подплывет рыба и замрёт без движения. Резкое движение палкой, к которой привязана вилка – и вот она, добыча!
До детей не долетали звуки бомбёжек, не надо было бояться налётов вражеской авиации. Красота русской природы, раздолье и свежий воздух! Горе было только одно – отсутствие родителей. И общая на всех тревога – как там дела на фронте? Радио в Сырьянах не было. Новости узнавали от взрослых, которые обычно привозили их из райцентра – Белой Холуницы. До нас дошли имена нескольких учителей Сырьянской школы тех лет: Наталия Петровна Исупова, Нина Ивановна Худякова, Сократ Иванович Батеньков, Зоя Александровна. Дети учились при свете лучины. Керосин был в большом дефиците, и керосиновые лампы выдавали только ученикам четвертого и пятого классов. Писали дети между строк использованных тетрадей или на свободных местах в газетах. Не хватало ручек и учебников.
Все дальше от нас уходит война. И нет почти в живых фронтовиков, и почти нет тех, кто реально помнил бы ее. Идет другая война – информационная, которая рассчитана на «захват» умов и сердец молодого поколения. Именно поэтому в соцсетях, СМИ и других источниках все чаще фальсифицируют итоги второй мировой войны, итоги Великой Отечественной войны. Как рассказать молодому поколению о том, что было на самом деле, как вырастить поколение патриотов? Конечно же, реально включая молодых людей в деятельность. Пусть сами увидят, сами изучат, сами почувствуют!
Из тех, кто помнит сегодня войну, остались считанные ветераны, а также дети войны, те, кто был эвакуирован в тыл, кто выживал и выжил в невыносимых условиях голода и непосильного труда, потому что сила жизни и установка «Я еще не хочу умирать!» помогли им в этом. В письмах, в воспоминаниях, в рассказах остались свидетельства этой жизни. Бережно собранные взрослыми и детьми, они звучат сегодня как код памяти, открывающий двери вечной памяти и объединения живых и мертвых, молодых и старых – вместе переживающих былое.
22 июня 2019 г в сельском клубе школьники удаленного от города Кирова, из села Сырьяны Белохолуницкого района поставили спектакль «Я не хочу умирать» о детях блокадного Ленинграда. Вырученные от спектакля деньги отдали на восстановление сельского Храма. «Мы постараемся восстановить историю и найти внуков тех детей, которые жили в селе из блокадного Ленинграда!» — рассказали дети.
Цель проекта:
— объединить различные поколения людей на основе театральной постановки сельских школьников и актеров-профессионалов для сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне.
Задачи проекта:
— театральная реконструкция детской постановки главным режиссером Кировского областного драматического театра;
— создание культурно-образовательной среды для сельских школьников волонтерами ВЖТ;
— организация показа спектакля зрителям-школьникам и пенсионерам-ветеранам накануне 75-летия Победы в ВОВ;
— проведение комплекса интерактивных мероприятий-событий после показа спектакля для его участников;
— организация поездки в Санкт-Петербург отличившихся участников проекта в составе 35 человек.
Проект предполагает объединение различных поколений людей для сохранения исторической памяти о ВОВ на основе театральной постановки, сценарий которой написан на реальных событиях времен Великой Отечественной войны. Сюжет спектакля раскрывает жизнь детей войны, эвакуированных из Ленинграда в село Сырьяны Белохолуницкого района Кировской области. Играют спектакль дети из Сырьянской школы, которые вместе с учителями и поставили его.
Задачей проекта является включение Кировского областного драматического театра в реконструкцию детской постановки, повышение уровня игры актеров-школьников, обогащение их культурно-образовательной среды через мастер-классы, экскурсии по театру, встречи с актерами и режиссером.
Итогом совместной работы школы и театра станет спектакль, который будет показан накануне 75-летия Победы в ВОВ как в Драматическом театре на малой сцене, так и на школьных сценах города Кирова и Кировской области, на сцене Вятского железнодорожного техникума для детей-сирот, детей-инвалидов, многодетных семей, а также для пенсионеров-ветеранов.
Другой важной задачей проекта является волонтерское движение студентов ВЖТ, которые возьмут на себя ответственность за создание культурно-образовательной среды для сельских школьников: познакомят их во время пребывания в городе Кирове с различными достопримечательностями, пригласят на свои занятия, проведут для них встречи с поисковым отрядом, уроки мужества, познакомят с музейной экспозицией.
Наградой школьникам Сырьянской школы станет поездка в Санкт-Петербург, которую они осуществят вместе со своими лучшими наставниками. Проект предполагает и пребывание волонтеров в селе Сырьяны для знакомства с жизнью сельских школьников. Результатом проекта станет объединение поколений для сохранения генетической памяти о патриотизме соотечественников, победивших фашизм.
Участники проекта:
Благотворительный фонд помощи детям с ограниченными возможностями здоровья – инвалидам, детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию «СИЛА ЖИЗНИ»;
МКОУ ООШ с. Сырьяны Белохолуницкого района Кировской области (основная);
КОГПОАУ «Вятский железнодорожный техникум»;
КОГАУК «Кировский драмтеатр»;
МБОУ СОШ № 39 г. Кирова;
МБОУ СОШ № 30 г. Кирова;
Совет ветеранов Кировской области;